ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

0
29

Проезжая по автодороге Иваново-Кинешма со стороны областного центра, ещё с территории Родниковского района, издалека можно увидеть Воскресенский храм на окраине Вичуги.

Величественная многометровая колокольня высится как нечто среднее между огромной свечой и фабричной трубой, золото куполов играет на солнце, заставляя водителей немного притормозить и полюбоваться этой поистине жемчужиной храмовой архитектуры Ивановской области.

И хотя этот храм или, как он сейчас официально называется – Воскресенский собор, находится на территории Вичуги, он стал уже, если можно так выразиться, межмуниципальным. И на недавно минувшем празднике Пасхи в его стенах можно было увидеть не только вичужан, но и жителей Родниковского, Лухского, Кинешемского и других районов нашей области.

Когда же была построена эта церковь, и какова её история?

* * * * *

Кафедральный собор Воскресения Христова (Ивановская область, город Вичуга, улица 2-я Библиотечная, дом 12) — один из крупнейших храмов Центральной России, памятник русского культового зодчества начала XX века в неорусском стиле, сохранивший уникальное оформление фасадов майоликовыми панно. Церковь возведена в 1911 году по проекту московского архитектора И. Кузнецова на средства местного фабриканта И. Кокорева в память о трагически погибшей дочери.

…26 мая (8 июня) 1907 года 19-летняя младшая дочь И. Кокорева Лидия перед сном поправляла у иконы лампадку. Внезапно подул ветер из открытого окна, и от стоящих на столе свечей на девушке вспыхнула одежда. Ожоги были столь велики, что через пять дней она скончалась.

30 мая (12 июня) 1908 года, в годовщину смерти Лидии, была проведена торжественная закладка храма. Храм выполнен из красного кирпича без отделки, видимо, символизируя этим огонь. Строительство закончилось в 1911 году. Освящение храма состоялось 5 (18) июня 1911 года. Правый придел был посвящён мученице Лидии.

* * * * *

В Воскресенском храме был реализован замысел объединения в единое целое двух самых известных памятников русского церковного зодчества — Успенского собора и колокольни Ивана Великого.

Монументальное здание огромных размеров, по композиции ориентировано на формы архитектуры Успенского собора Московского Кремля, а прототипом высокой пятиярусной колокольни является расположенный там же столп Ивана Великого.

Колокольня Воскресенского храма сделана более узкой, чем колокольня Московского Кремля, перекликаясь образно с фабричными трубами (символами  процветающей вичугской промышленности в начале XX века), но немного выше (высота — около 90 метров) московского прототипа (что, как говорят, было личным пожеланием Кокорева).

Специально для Воскресенского храма на колокололитейном заводе Забенкина в Костроме был отлит гигантский колокол весом в 1 700 пудов (более 27 тонн).

Порталы храма декорированы майоликовыми панно — уникальными произведениями монументального искусства начала XX века в стиле модерн. Такие панно, очень крупные по размерам, оформляющие храм с внешней стороны, не встречаются более ни в одном сооружении. Майолика была выполнена по рисункам И. Кузнецова на Абрамцевском гончарном заводе. По приблизительным подсчётам, майолика Красного храма состояла из 12-14 тысяч керамических плиток.

Основное помещение храма не имеет опорных столбов, кровля опирается на бетонные своды. Это характерное для начала ХХ века нововведение позволило существенно расширить внутреннее пространство храма как зрительно, так и фактически — церковь может вместить до 3 тысяч человек.

Богатейшее внутреннее убранство было выполнено в едином стиле по эскизам Кузнецова. Живопись, сплошь покрывавшая внутри стены и своды, была выполнена в древнерусской манере художниками палехской мастерской Н.М. Сафонова и состояла более чем из четырёхсот сюжетов. Стенопись 1911 года масляными красками внутри собора сильно пострадала во время пожара в 70-х годах. В настоящее время она заменена современной росписью. Частично сохранилась лишь роспись притвора, где на коробовом своде и западной стене изображена сцена «Страшного суда».

Шестиярусный 14-метровый в высоту иконостас не сохранился. Он был богато украшен позолоченной резьбой в псевдорусском стиле.

* * * * *

Службы в Воскресенском храме начались в 1911 году и продолжались до 1927 года. В 1930 году храм был закрыт. В разные годы здесь размещались – зернохранилище, кузница, курсы ОСОАВИАХИМа, трансформаторная подстанция, телевизионный ретранслятор и промтоварный склад.

В декабре 1989 года Вичугский горисполком принял решение о передаче здания «красной церкви» «для нужд верующих», а первая служба во вновь открытом храме состоялась в мае 1990 года.

С 1991 года и по настоящее время проведены большие реставрационно-восстановительные работы на здании и прилегающей к нему территории. Установлена газовая котельная, заново произведена внутренняя роспись стен, уложена половая и тротуарная плитка, возведена ограда, установлены уличные светильники, заменено покрытие куполов, которые стали «золотыми» (стальные листы с нитрид-титановым напылением).

* * * * *

В настоящее время, как уже сказано, Кафедральный собор Воскресения Христова стал одним из главных памятников Вичуги и настоящей историко-архитектурной жемчужиной Ивановской области и Центральной России.

Говорят, что посетить Вичугу стоит хотя бы для того, чтобы взглянуть на Воскресенский собор. Что мы и приглашаем вас сделать…

М. Сметанин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here