Тайны села Бортницы

2
201

Как красивы названия наших сел и деревень: Дворянское, Зименки, Сосновец, Межи. Стоит услышать один раз и уже не забудешь никогда.
Так происходит и с названием села Бортницы – звучное, легкое, запоминающееся слово.

Предположительно, название села Бортницы происходит от славянского слова «борть», то есть ловушка для диких пчел. Славяне всегда славились бортничеством. Это был нелегкий, но очень ценный промысел. Древнее селение Бортницы расположено среди непроходимых лесов, вдали от всех дорог на красивом берегу реки Парши. Храмы всегда строили в селах на возвышенностях. Вот и в Бортницах место для храма Успения Божией Матери выбрали на окраине села, на возвышенном берегу Парши, где она растекается во всей своей красе. Село разрасталось в прошлые века год от года и состояло к началу XX века из 90 дворов. Плодородная почва, близость леса и качественной древесины, грибные и ягодные места, дичь и рыба привлекали сюда людей. С XIX века патриархальные крестьянские общины начали усиленно заниматься садоводством, отбирая лучшие сорта плодово-ягодных культур, заводили огороды, распахивали новые поля, оберегали и чистили окружающий лес от завалов. С развитием капитализма леса стали скупать владельцы местных фабрик. Лес безжалостно пилили и вывозили на продажу, поэтому вскоре целые деревни оказались в поле без лесной зоны. В этом отношении Бортницам повезло. Из поколения в поколение люди занимались здесь пчеловодством. Липовые рощи, цветочные и клеверные луга были раздольем для пчел. Именно такие села и снабжали российское государство и заграницу медом и воском. Одной из династий пчеловодов в Бортницах был род Бобровых. Их заботливыми руками была посажена и выращена красивая липовая аллея рядом с храмом. В те далекие годы в селе Бортницы жило много семей Бобровых. Это были близкие и очень дальние родственники и даже однофамильцы. Род деда Владимира Боброва, его сына Василия Владимировича и внука Аркадия Васильевича напрямую связан со строительством и сохранением каменного храма Успения Пресвятой Богородицы. Все основные средства семей годами шли на благоустройство и содержание храма вместе с доходами прихожан. Благодаря их заботам мы можем видеть сегодня то, что осталось от былого великолепия. Особенно радел за сохранения храма и развитие села Аркадий Васильевич Бобров. «Святой после всех святых», — говорили о нем прихожане и жители окрестных деревень. И они не ошибались. Память о таких людях должна жить в веках. Удивительный, богатейший материал о своих родственниках предоставила нашим читателям хранительница наследия А.В. Боброва, его племянница Л.В. Решева. И начнем мы с самого начала…
Историческая справка: «До революции село Бортницы входило в Мелечкинскую волость Юрьевецкого уезда. В 1897 году в селе было 58 домов и 191 житель.» Для сравнения возьмем, к примеру, село Зеленово. Здесь в 1897 году было только 10 дворов и 59 жителей. А вот деревню Гари считали богатой деревней староверов. Дома их были красивыми, крепкими, на каменном фундаменте, крытые тесом, в пять окон, с нарядными наличниками. К 1907 году деревня насчитывала 70 дворов и 343 жителя. Вот такие были деревни в нашем районе в прошлом веке. Крестьяне почти из каждого дома работали на фабриках в Вичуге или в Родниках.
Старожилы говорили, что уже в XVI веке в селе Бортницы стояла первая деревянная церковь Иоанна Богослова. Она не раз горела. В 1781 году деревянная церковь была построена повторно. Кто же такой Иоанн Богослов и почему в честь его дали название первой церкви в селе? Обратимся к Википедии: «Иоанн Богослов — один из двенадцати апостолов Христа, единственный из них, умерший естественной смертью. Апостол Иоанн — автор Евангелия, Книги Откровения, трех посланий (Новый Завет) изображается на иконах в почтенном возрасте, в красном одеянии, с чернильницей, пером и книгой в руках в присутствии ангела или орла. На некоторых иконах представлен молодым, безбородым и длинноволосым. Иоанн вместе со своим старшим братом Иаковом, был знаком с апостолом Петром и входил в число приближенных Господом учеников. Из церковных преданий известно, что Иоанн Богослов жил в городе Эфес, проповедовал о Христе и творил чудеса. За это был доставлен в Рим и за пламенную веру приговорен к смерти, но поднесенная чаша с ядом не подействовала. Он был брошен в котел с кипящим маслом и также вышел невредимым. В итоге был сослан на остров Патмос, где проповедовал и целил больных. Там же было написано Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). В возрасте 85 лет он вернулся в Эфес и там к 95 годам написал Евангелие. Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов. Апостол любви — так зовут верующие святого Иоанна. Умер он в 100 лет, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Это был I век: 17—100 гг. н. э.»
Позднее, уже в XIX веке, рядом с деревянной ветхой церковью Иоанна Богослова на окраине села (приблизительно между 1800 и 1807г.г.) был возведен новый каменный храм Успения Пресвятой Богородицы в стиле перехода от барокко к раннему классицизму. Храм имеет два престола: основной — Успения Божией Матери, второй (зимний) – великомученицы Екатерины. Храм был красиво расписан в академической манере. Прихожане запомнили большие композиции росписей — сцены из жизни Богородицы (Рождество Богоматери), (Поклонение волхвов), (Благовещение Богоматери), (Покров), (Благовещение Анне), (Успение Богородицы), (Страшный суд), изображения блаженных, митрополитов и святых.
По внешнему виду он напоминал храм в селе Мелечкино, а его стройная, трехъярусная, легкая белая колокольня с высоким шпилем словно парила под небесами. Сегодня масляные росписи храма частично сохранились только в летней церкви. Храм пережил годы взлета и падения веры и нравов, сохранил свою богатую историю, о которой будет рассказано далее. Как обычно, при храме существовала церковно-приходская школа. В 1922 году всего 3 учителя обучали в школе 106 человек. Вспомним, что это были годы жесткого отношения государства к церкви. В этих же 20-х церковь отделили от государства и начали преследовать священнослужителей. 30-е годы стали началом общей беды. Как известно из документов, в ноябре 1930 г. решением райисполкома был ограничен приход Бортницкого храма деревнями Кузьмино, Дворянское, Никониха и Лежахово. В те годы священник А.В.Николаевский и псаломщик П.А.Грибков были лишены избирательных прав. Особенно стало трудно заменять выбывших членов церковных двадцаток. Под этим предлогом стали закрывать храмы, ссылаясь на то, что несколько человек не в состоянии их содержать, ремонтировать и сохранять церковное имущество. В 1939 году под предлогом проверки был составлен акт, в котором было указано, что колокольня храма села Бортницы повреждена грозой и грозит обвалом, со столбов ограды исчезло железо (20 пролетов ограды), ограда частично разрушена, а само здание находится в запущенном состоянии. Храм в селе всегда считался действующим, даже в годы, когда богослужения не проходили. Все ценные предметы культа бережно хранил Р.И. Бобров, один из членов рода Бобровых.
15 ноября 1935 года Болотновский сельсовет ходатайствует о передаче церковных сторожек сел Болотново и Бортницы под хлебопекарни, а 26 июня 1940 года райисполком принимает решение о снятии железа с храма Успения Пресвятой Богородицы. Все прихожане церкви во главе со старостой храма Василием Владимировичем Бобровым выступили против разорения храма и отстояли святыню, но семья церковного старосты жестоко поплатилась за защиту культового сооружения. Ушли поколения. Почти ничего не известно об отце Василия – Владимире. Но сам Василий был неординарным и очень верующим человеком….
Продолжение следует
Л. Котова

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень интересно,очень волнует.В Бортницах родилась моя бабушка Кормушкина(Боброва) Прасковья Ивановна 1902года рождения.

  2. Моя бабушка Боброва Лидия жила в селе Борницы,люблю село и скучаю,спасибо за статью

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here