Вклад школьников в копилку истории родного края

0
17

Ежегодные районные краеведческие чтения среди учащихся школ становятся все популярнее и привлекательнее тем, что раскрывают темы краеведения, которыми раньше никто не занимался, или они долгое время оставались в забвении.

Исследовательские находки школьников района, старые фото, дневники и переписка пополняют исторически достоверные сведения о жизни людей Родниковского района и всего текстильного края в прошлых веках.
К сожалению, историческая правда бывает очень горькой. В истории России нет ни одного столетия, где бы народ жил спокойно и счастливо, без притеснений, унижений, голода и разрухи. Но среди его поколений всегда были люди, сильные духом, талантливые, ищущие правду, воины и защитники своего народа. Именно таким скромным, неординарным героям были посвящены очередные краеведческие чтения, прошедшие 19 ноября в Центре детского творчества.
Девять замечательных докладов были представлены учащимися школ района в этот раз на суд жюри в составе: Пастухов В.В., Ступина О.С. — члены Родниковского краеведческого общества, Иваненко О.Н. — консультант Управления образования, Веселова И.Б. — библиограф районной публичной библиотеки.
Открыла чтения ученица средней школы №4 Королева Дария. Она рассказала о литературном творчестве Ларисы Рейснер, российской революционерки, журналистки и поэтессы, писательницы и дипломата, участницы Гражданской войны в России, которая писала очерки о Родниках в 1924 году. В том же году журналистка посетила бумаго-ткацкую фабрику «Большевик» в Родниках с целью написать книгу под рабочим названием «Текстильщики». 28 декабря 1924 года в газете «Известия» были опубликованы ее очерки «Родники», «Трепальная» о работе ткачей. Посетив Родники, Л. Рейснер отметила красоту нашей Ильинской церкви, о которой написала: «Она была легка и нежна в свете вечерней зари». Эти строки при публикации были удалены. В 2020 году нашему комбинату исполняется 200 лет, поэтому исторические и литературные очерки Л. Рейснер имеют определенную документальную ценность.
Субботина Екатерина, учащаяся средней школы №4 представила отчет о совместной работе с А. Беляевой, В. Ярополовой, Е. Маловой на тему «Результаты 2-ой Суворовской экспедиции». Проблемы дорог всегда интересовали общество. Старинные тракты представляли собой основные пути передвижения. Их ответвления вели к поместьям и усадьбам богатых бояр, князей, вельмож прошлых веков. До нашего времени эти участки дорог сохранились частично или были использованы для благоустройства современных трасс и шоссейных дорог. На территории Ивановской области тракты прослеживаются во многих местах и часто используются по прямому назначению. Экспедиция «VI Легион» исследовала Аракчеевский тракт, который проходил через наш край, исследовала Суворовский тракт от села Сараево — вотчины А.Суворова и нанесла их на карту. Школьники под руководством учителя Н.Мараховской делают замечательную работу, сочетая в летний период активный отдых с исследованиями родного края.
Уникальную информацию предоставила в своем докладе Мария Тарасова из Сосновской школы на тему «Русская деревня 1920-1930-х гг. в дневнике Глафиры Обедиентовой». Дочь священнослужителя описывает в своих дневниках нелегкую судьбу своих родителей в советские годы, преследование православной веры и тот факт, как сословное положение отражалось на жизни молодой девушки, желающей получить высшее образование. Эта жизнь, полная лишений и страданий, была вознаграждена необычным упорством Глафиры в борьбе за свое будущее. Глафира — сильная личность, пример нравственной чистоты, несгибаемой воли и веры в людей. Она добилась многого. Глафира Витальевна Обедиентова (1911-1991) стала ученым-геоморфологом, исследователем, членом научно-технического совета и членом центрального совета Всесоюзного общества охраны природы.
Носкова Алеся из Филисовской средней школы и Цветков Алексей из ЦГСШ предоставили очень содержательные доклады на темы « Мой прадедушка — участник Великой Отечественной войны» и «След войны в судьбе моего деда».
Максименко Илья и Челышева Алина из средней школы №2 рассказали об учителях- ветеранах, воевавших в Великую Отечественную войну и работавших в школе после окончания войны.
Семнадцать учителей самой большой школы в городе того времени встали на защиту своей Родины. Школьники провели огромную исследовательскую работу, достойную любого классного часа и урока истории о людях нашей Малой Родины.
А Яблокова Наталья вместе с Папиной Ульяной из средней школы №2 подготовили доклад о «Революционных улицах» города Родники. В городе более пятидесяти улиц и площадей связаны с революционным прошлым Родников.
В названии каждой такой улицы — великая история нашей страны и родного края.
Первушкин Алексей из средней школы №3 взял очень объемную тему о трагических судьбах детей, эвакуированных из Ленинграда и Пскова на Ивановскую землю. Тема его доклада — «Текстильный край — родина для детей блокадного Ленинграда». Действительно, Ивановская область стала второй Родиной для многих малышей и подростков, вывезенных на поездах из окружения, раненых при бомбежке эшелонов, переживших ужасы войны и голода. Часть детей приняли у себя жители городов и районов нашей области. Остальные были размещены во вновь обустроенные детские дома. В справке о работе отдела хозяйственного устройства эвакуированного населения при Ивановском облисполкоме указывалось, что «с осени 1941г. по июнь 1943г. было принято и размещено в Ивановской области эвакуированного населения — 92781 человек, из них — 35338 детей», которые прибыли из разных мест: Ленинград, Псков, Великие Луки, Подмосковье и т.д. В отчете отдела за 1942 г. говорится: «…в 1942 году принято из города Ленинграда 34 детских дома с количеством детей в них на 10 мая 3774 чел.». В докладе использованы воспоминания воспитанников ивановских детских домов, которые очень печальны и трогательны.
Завершил выступления Бураков Даниил из средней школы №3. Его тема — «Ивановский след в творчестве русских классиков». Из этого интересного сообщения мы мы узнали, что в старинном доме на углу улиц 10 Августа и Бубнова в Иванове жила дама, ставшая прототипом Настасьи Филипповны в романе Ф.Достоевского «Идиот». Аполлинарию Прокофьевну Суслову, возлюбленную Федора Михайловича Достоевского, историки считают прототипом не только Настасьи Филипповны из «Идиота», но и Полины в «Игроке», Катерины и Грушеньки в «Братьях Карамазовых», а также ряда других ключевых женских образов в романах великого писателя. Оказалось, что с историей нашего края связано творчество М. Булгакова, А. Чехова, К . Паустовского, Е. Евтушенко и многих других замечательных писателей и поэтов.
По итогам конкурса призовые места распределились в следующем порядке:
1 место — Тарасова Мария — Сосновская школа им. М.Я. Бредова
2 место — Королева Дария — СШ № 4
3 место поделили Цветков Алексей — ЦГСШ и Беляева Анастасия, Ярополова Варвара, Субботина Екатерина — СШ № 4.
Работы, занявшие призовые места, будут направлены на областные краеведческие чтения. Авторы данных работ награждены дипломами Управления образования и памятными подарками.
Остальным докладчикам вручены дипломы участников районных краеведческих чтений.
Л. Котова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here