СОВЕТСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ

0
4

90 лет тому назад, 14 августа 1930 года, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении».

Ликвидация безграмотности и дальнейшее развитие системы массового образования было для первого советского правительства задачей не менее важной, чем индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.
В феврале 1931 года, выступая на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности, И.В. Сталин сказал свою знаменитую фразу: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
А как сделать рывок в общественно-экономическом развитии страны, когда страна массово безграмотна? Ведь по официальным данным переписи населения 1897 года грамотность в Российской империи составляла в среднем не более 22%.
Как писал в 1913 году В.И. Ленин, «такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России».
* * * * *
Борьба с безграмотностью началась сразу же после победы Октябрьской революции.
20 января (2 февраля) 1918 года Советом народных комиссаров был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
26 декабря 1919 года В.И. Ленин подписал декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности».
До 1928 года в РСФСР и СССР было обучено грамоте около 10 млн. взрослых.
После этого на повестку дня был поставлен вопрос о введении в Советском Союзе всеобщего обязательного начального образования для всех детей в возрасте с 8 лет.
14 августа 1930 года соответствующее постановление подписал председатель ЦИК СССР, «всесоюзный староста» М.И. Калинин.
* * * * *
В самом начале текста документа была чётко обозначена цель его принятия:
«Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения. Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР обращают внимание всех центральных и местных органов власти на то, что всеобщее начальное обучение является важнейшей политической задачей ближайшего времени».
* * * * *
Первым пунктом постановления предписывалось «ввести с 1930-1931 г. повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 г. в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе».
Также было установлено обязательное обучение детей и более старшего возраста — от 11 до 15 лет, — которые до этого вообще не учились в школе. Для них организовывались ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные курсы.
Кроме того, постановление давало дальнейшее развитие семилетней (неполной средней) школе, образованной ещё в 1921 году. С 1931 года «семилетка» стала обязательной «в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках».
Учитывая, что внедрение школы начального звена происходило в разгар коллективизации сельского хозяйства, было предписано «значительно усилить с 1930-1931 г. развертывание школ колхозной молодежи (как дневных, так и вечерних) с таким расчетом, чтобы в 1932-1933 г. охватить ими основную массу колхозной молодежи».
* * * * *
Любопытно, что начальная школа с этого момента стала в СССР не только «всеобщей», но и «обязательной». Согласно постановлению, «обязанность посылать в школу детей, для которых введено обязательное обучение, возлагается на их родителей, а также на тех лиц и на те учреждения, на попечении которых находятся дети». И это была не просто рекомендация: «за неисполнение этой обязанности устанавливается ответственность в порядке законодательства союзных республик».
Обязанность же по организации и работе начальных школ возлагалась «на городские, поселковые и сельские советы и районные исполнительные комитеты», то есть на местную власть.
* * * * *
За счёт чего же предполагалось осуществить столь масштабную и быструю реформу системы образования?
Начиная с 1930-1931 г.г. значительно увеличивались бюджетные ассигнования, как из местных, так и из государственного бюджета, — на строительство новых школ, на ремонт и оборудование имеющихся, на заготовку топлива для их отопления, на оснащение учебных помещений мебелью, учебниками, книгами, учебными пособиями и письменными принадлежностями.
Постановление указывало, что «при расходовании средств на школьное строительство в первую очередь удовлетворять нужды основных промышленных районов и рабочих центров, совхозов, районов сплошной коллективизации, а также культурно-отсталых национальных районов».
Кроме того, обращалось внимание местных властей на необходимость использования «по прямому назначению школьных помещений, занятых для других надобностей, а также об использовании под школы всеобщего обучения бывших помещичьих усадеб, конфискованных кулацких домов и т.п.».
* * * * *
Однако, как говорил И.В. Сталин, «кадры решают всё», и главнейшей задачей внедрения школы начального звена стало обеспечение её соответствующими педагогическими работниками.
С этой целью постановление поручало местным властям:
«срочно развернуть сеть педагогических институтов и техникумов, а также специальных педагогических курсов, увеличить количество учащихся в них, а также усилить применение других форм подготовки учителей;
…принять меры к привлечению на педагогическую работу учителей, работающих не по специальности;
…привлечь к работе по всеобщему обучению в порядке производственной практики учащихся педагогических учебных заведений;
…усилить коммунистическое и рабочее ядро среди учителей…
…установить нормальное количество учащихся на одного учителя…
…пересмотреть учебные планы и программы педагогических институтов, техникумов и курсов и провести в жизнь мероприятия, обеспечивающие марксистско-ленинскую и политехническую подготовку учителей…
…значительно улучшить материальное положение учителей трудовой школы… обеспечить с 1930-1931 г. снабжение учителей сельской трудовой школы продовольствием и промышленными товарами по нормам, установленным для промышленных рабочих».
* * * * *
Не забыты были и ученики.
«Чтобы улучшить обучение и чтобы предоставить детям наименее обеспеченных рабочих, батраков и бедноты действительную возможность успешно учиться, принять следующие меры:
а) с 1930-1931 г. значительно усилить материальную помощь этим детям в виде бесплатного снабжения учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой, питанием, транспортом… принять меры к созданию на местах фондов продовольствия, обуви и одежды для удовлетворения нуждающихся учащихся школ всеобщего обучения;
б) широко развернуть дополнительные занятия с отстающими школьниками, а также предварительную, до поступления в начальную школу, подготовку детей рабочих, батраков и деревенской бедноты…
в) всемерно усилить политехнический характер школ всеобщего обучения;
г) поручить… установить в трудовой школе нормальную продолжительность учебного года, как правило, не менее 225 учебных дней, с учетом местных особенностей».
* * * * *
В 1934 году, в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О структуре начальной и средней школы в СССР», были учреждены три типа общеобразовательной школы:
— начальная (1-4-й классы);
— неполная средняя (1-7-й классы);
— средняя (1-10-й классы).
К 1936 году общее число обученных ранее неграмотных граждан СССР достигло 40 млн. человек. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, грамотность лиц в возрасте до 50 лет составила 90%.
Цели, поставленные ленинским декретом 1919 года и сталинским 1930-го, были достигнуты.

М. Сметанин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here