ПЕРВОМУ СОВЕТСКОМУ ТАНКУ — 100 ЛЕТ

0
2

100 лет тому назад — 31 августа 1920 года — на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде был выпущен первый советский танк типа М, получивший собственное имя «Борец за свободу товарищ Ленин».

Дореволюционная Россия собственной танковой бронетехники не имела. Были броневики, бронеавтомобили, но танков (бронированных боевых машин на гусеничном ходу, с основным пушечным вооружением во вращающейся башне), в Российской империи не производили. Первые отечественные разработки стали появляться лишь к 1917 году, однако ситуация в стране не позволила их реализовать.
В 1916 году царская Россия заказала во Франции 390 лёгких танков Renault FT-17, однако получить заказ не смогли из-за Февральской революции. В итоге впервые танки в России появились уже в ходе гражданской войны, когда белая армия генерала Деникина получила в качестве помощи от стран Антанты английские танки Mark V и те же французские Renault FT-17.
* * * * *
20 этих последних французских машин были выгружены в Одессе в декабре 1918 года, и уже в марте 1919-го в ходе боя четыре из них достались Красной армии в качестве трофеев. Это событие сыграло важную роль в развитии отечественного танкостроения.
Два трофейных танка были отправлены в Москву в подарок лично председателю Совета народных комиссаров В.И. Ленину. К подарку было приложено написанное красноармейцами письмо, в котором, в частности, говорилось: «…сегодня 2-я Украинская Советская армия имеет счастье преподнести Вам, дорогой учитель, одно из этих страшных орудий. Вам мы отправляем один из этих танков, который будет лучшим доказательством мощи пролетарской революции».
1 мая 1919 года Renault FT-17 принял участие в праздничном параде на Красной площади.
* * * * *
Ленина образец новой военной техники очень заинтересовал, и он инициировал обсуждение «танкового вопроса» на заседании правительства.
Уже на следующий день после первомайского парада, 2 мая 1919 года, В.И. Ленин отправил в штаб 2-й Украинской Советской армии такую телеграмму:
«Приношу свою самую глубокую благодарность и признательность товарищам 2-й Украинской Советской армии по поводу присланного в подарок танка.
Этот подарок дорог нам всем, дорог рабочим и крестьянам России, как доказательство геройства украинских братьев, дорог также потому, что свидетельствует о полном крахе казавшейся столь сильною Антанты.
Лучший привет и самые горячие пожелания успехов рабочим и крестьянам Украины и Украинской Красной армии. Председатель Совета Обороны В. Ульянов (Ленин)».
* * * * *
Летом 1919 года было принято решение о начале производства собственных танков для нужд Красной армии. 10 августа совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности нижегородский завод «Красное Сормово» был определён в качестве специализированного предприятия для изготовления танков. Броню предполагалось поставлять с Ижорского завода, вооружение — с Путиловского, двигатели — с завода АМО.
Речь не шла о проектировании принципиально новой машины — в условиях гражданской войны для этого не было ни кадров, ни ресурсов, ни возможностей. В качестве образца должен был выступить трофейный Renault FT-17.
На заводе «Красное Сормово» задачу восприняли с энтузиазмом, обязавшись сдать первый танк Красной армии к лету 1920 года, а к концу 1920-го выпустить серию из 15 танков.
Для изучения танка-образца собрали группу наиболее опытных инженеров-конструкторов, которым предстояло разобраться в секретах французов, а также разработать фактически с нуля отечественные узлы и агрегаты взамен недостающих.
Большой удачей оказалось то, что в России удалось найти двух французских инженеров, сочувствовавших советской власти и ранее работавших на заводах «Рено». Это позволило ускорить работы.
* * * * *
Отдельные узлы нового танка начали изготавливать уже в декабре 1919 года, хотя окончательное утверждение проекта состоялось лишь весной 1920 года.
И ровно сто лет назад — 31 августа 1920 года — первый танк, созданный в Советской России, своим ходом покинул цех. Как и все 15 танков серии, первенец отечественного танкостроения получил собственное имя, данное рабочими завода, — «Борец за свободу товарищ Ленин». Когда танк был подготовлен к испытанию, рабочие на правом и левом бортах танка нанесли белой краской надписи: «Борец за свободу тов. Ленин», а на носу корпуса нарисовали звезду и надпись: «РСФСР».
Кроме него, ещё были построены «Парижская Коммуна», «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», «Красный Борец», «Красная Звезда», «Пролетарий», «Свободная Россия», «Черноморец», «Илья Муромец», «Буря», «Керчь» и «Победа».
* * * * *
Изначально предполагалось строить танки в двух вариантах — с пушечным либо пулемётным вооружением. В итоге большая часть танков серии была оснащена 37-миллиметровой пушкой и 8-миллиметровым пулемётом. Что касается первого танка, то он был оснащён только пушкой. Экипаж танка состоял из двух человек: механика-водителя и командира-стрелка.
Создатели первых отечественных танков не делали секрета из их происхождения, так что вся серия носила хоть и неофициальное, но устойчивое название «Рено-Русский» (а также «Танк М» или «Танк КС» — (Красное Сормово).
Для своего времени «Рено-Русский» был вполне современной машиной и не только не уступал французскому оригиналу, но и имел несколько полезных улучшений. «Танк М» стал первым в мире танком, оснащённым смешанным пушечно-пулемётным вооружением во вращающейся башне, и вплоть до 1926 года оставался единственной в мире машиной с таким вооружением.
* * * * *
Большая часть машин была принята на вооружение Красной армии уже после завершения гражданской войны, и поэтому новые танки участия в боевых действиях не принимали.
Первые отечественные танки состояли на вооружении Ленинградского и Московского военных округов до весны 1930 года, после чего были сняты с вооружения и постепенно разобраны. Ни одного экземпляра танка «Рено-Русский» до наших дней не сохранилось.
Существуют, однако, две поздние копии «Товарища Ленина» в натуральную величину. Первая из них была собрана в 1970-х годах и установлена на территории воинской части в подмосковной Кубинке в качестве памятника. Впоследствии, при организации на базе полигона Центрального музея бронетанкового вооружения и техники, макет «Танка М» был перенесён на новый постамент на территории музея, где и находится в настоящее время.
Второй макет «Рено-Русского» является, вместе с танком Т-34-85, частью памятника, установленного в Нижнем Новгороде (в то время Горьком) на площади возле проходной завода «Красное Сормово». Памятник был открыт 9 мая 1980 года, в 35-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне.
«Танк М» не прославился на полях сражений, но главная его заслуга в том, что он был первым советским танком. Опыт, полученный при его изготовлении, позволил позднее приступить к разработке уже полностью оригинальных отечественных танков типа МС-1 (Т-18).
М. Сметанин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here