Четыре дня в Восточной Пруссии

0
1

Монотонность жизни порождает скуку и пассивность. Чтобы избежать этого, нужно срочно покинуть зону домашнего комфорта, кухни, грядок, сделать глоток свежего морского воздуха, наполненного ароматами сосны, насладиться новыми впечатлениям и зарядиться положительными эмоциями.

И вот уже небольшой серебристый лайнер легко взлетает из Домодедово и мчит нас в самый западный регион страны, отделенный от родины Литвой. Из ручной клади только теплые вещи на случай непогоды и зубная щетка. Никаких чемоданов! Это принципиально.
Аэропорт в Храброво встречает нас солнечным теплом +25 градусов. Еще 30 минут переезда на такси (500 руб), и мы уже в красивой и уютной гостинице «Берлин». Оставляем сумки и спешим на экскурсию в Зеленогорск и Светлогорск. Сбор группы на ж/д вокзале «Южный».
Главный железнодорожный вокзал Калининграда — одно из красивейших зданий города. Он построен в 1929 г. и соответствует стилю бывшего немецкого города Кенигсберга. Темный, дважды обожженный клинкерный кирпич придает суровую красоту и мощь строениям под черепичными крышами. Эти здания и укрепления хорошо сохранились в городе и являются визитными карточками Калининграда.
В 1945 г. Южный вокзал (так называется главный вокзал)был частично разрушен при штурме города советскими войсками и полностью восстановлен в 1949 г. Здесь же, перед вокзалом, на площади им. М.И. Калинина (это в его честь в июле 1946 г. переименован город Кенигсберг в связи с кончиной видного советского деятеля), удобно расположен и автовокзал. Интересен тот факт, что постамент памятника окружен 16 флагами, так как было 16 республик (была еще Карело-Финская ССР в 1940-1956 г.г.), граждане которых разбирали руины города. Сразу после войны город заселяли новые переселенцы из России: 12 тысяч русских семей из 27 различных областей. С 1945 до 1948 года немцы соседствовали с русскими, многому научили наших специалистов, но это не было мирным соседством. В 1947 году было принято решение о принудительной депортации около 100 тысяч граждан Германии и прусских литовцев. Бывшим жителям Восточной Пруссии было разрешено вывозить с собой любое количество груза, выдавался сухой паёк и оказывалась помощь во время переселения. Немцы и прусские литовцы уезжали в другие страны или на другие территории. Все немецкие названия городов срочно упразднялись, а восстановленные поселения получали новые названия: Кенигсберг стал областным центром — Калининградом, Кранц — Зеленоградском, Раушен — Светлогорском, Пиллау — Балтийском и т.д. Но невозможно рассказывать о районных центрах, не познакомившись с историей возникновения Кенигсберга. Ведь это настоящая, сохранившаяся живая и трепетная история Восточной Европы, а именно Восточной Пруссии. Город расположен на берегу Балтийского моря. С южной стороны граничит с Польшей, с восточной и северной — с Литвой. С Россией сухопутных границ не имеет.
Калининград сохранил огромные насыпные земляные валы с защитными сооружениями и бастионами, рвы с водой с давних времен. Рядом с ними сегодня разбиты благоустроенные сады и скверы. Аллеи каштанов, липы, ясеня, дуба украшают чистые и просторные проспекты, гранитные набережные реки Преголи, пруды и озера. Калининград удивительно чистый культурный центр и может смело соперничать в экологическом отношении со многими столицами Европы.
Как крепость город появился в 1255 г., которую построил на берегу реки Преголи рыцарь Тевтонского ордена чешский король Оттокар Пржемысл II. Свой замок Кёнигсберг король укреплял со всех сторон все последующие годы. Позднее вокруг замка появились еще два оборонительных пояса.
Десять городских ворот служили въездом в город до начала XX века. В начале XX века второй вальный обвод утратил оборонительное значение. При перепланировке города были разрушены Трагхаймские, Штайндаммские и Холэндербаумские городские ворота, снесли крепость Фридрихсбург, мешавшую строительству железнодорожных путей.
Во время Второй мировой войны ворота очень пострадали, были восстановлены, и ныне восемь мощных и изящных ворот из красного кирпича в неоготическом стиле украшают Калининград. У каждых из них своя история и каждые по-своему уникальны.
Обойти все ворота пешком возможно, но маршрут составит 12 км. Многие ворота можно увидеть на обзорной экскурсии, к другим — прогуляться пешком, что мы и делали. Величественная и многогранная история города здесь на каждом шагу, насчитывающая более 765 лет бурного развития, захватов, войн с частой сменой правительства, с древними легендами и впечатляющими достопримечательностями.
Город был основан 1 сентября 1255 года при строительстве замка, воздвигнутого на месте прусского городища Твангсте в нижнем течении реки Прегель (старое название реки). Основателями города считают великого магистра Тевтонского ордена Поппо фон Остерна и короля Чехии Пржемысла Оттокара II. Первое строение было из дерева, затем в 1257 году началось возведение кирпичных стен. Замок получил название Кенигсберг и трижды устоял при осаде в 1260, 1263 и 1273 годах. Немецкие колонисты быстро освоили прусские земли. От коренных жителей к XVI веку осталось лишь 20% всего населения.
С приходом к власти Герцога Альбрехта в 1525 г. замок превратился в светский дворец. В его залах проводились коронации и приёмы.
В 1300 году за стенами замка появился город Лёбенихт. В 1523 году здесь была открыта первая типография, а в 1524 напечатана первая книга. Оба города были независимы, но фактически составляли единое целое. Объединённые города получили название Кенигсберг, а первая и самая старая его часть была переименована в Альтштадт («старый город»). Третье поселение Кнайпхоф тоже составило часть Кенигсберга. В 1466 году в результате тринадцатилетней войны столица Тевтонского ордена была перемещена из Мариенбурга в Кенигсберг. С 1525 г. государство стало именоваться Прусское Герцогство, а великий магистр Альбрехт провозгласил себя герцогом.
Герцог Пруссии Альбрехт I делает государство светским, занимается производством янтаря. В городе инкогнито под именем урядника Петра Михайлова побывал Петр 1 с Великим русским посольством 18 мая 1697 г. Здесь немало памятников, посвященных великому государю. Сохранился в городе длинный Литовский вал, который под земляной насыпью имеет помещения военного назначения. Грандиозная казарма «Кронпринц» поражает мощью стен. Этот неприступный бастион в центре Кенигсберга был построен в 1849 г.
С XVI века город стал культурным центром, в нём проживали важные деятели, выпускались первые книги на литовском языке. В 1660 году начался выпуск собственной газеты, её экземпляры доставлялись в Россию в Боярскую думу и царю Алексею Михайловичу. В 1724 г. состоялось официальное объединение трёх городов в один — Кенигсберг. Во время семилетней войны город был захвачен Россией и с 1758 по 1762 г. входил в ее состав. В 1762 возвращён Пруссии по условиям заключённого с ней российским императором Петром III Петербургского мирного договора.
В 1857 году в Кенигсберге появилась железная дорога, в 1862 г. было проложено железнодорожное сообщение с Россией, в 1895 г. появились первые трамваи. Сегодня сохранена одна линия, по которой ходит трамвай Победы маршрута № 5. В 1919 году за городом был построен первый в Германии и один из первых в мире аэропорт Девау. Множество памятников и скульптур украшают площади и аллеи города. В августе 1944 года во время бомбардировок британскими летчиками город был сильно разрушен и уничтожен весь старый центр Кенигсберга: рыцарский замок в центре города и все пристройки были стерты с лица земли. На город было сброшено более 500 фосфорных бомб, сжигающих все до тла. Зарево было видно в Раушене (Светлогорске). Город стоял в руинах. 20 лет переселенцы разбирали их. Пострадали, но сохранились и были реставрированы Королевские ворота — украшение города.
Советские солдаты брали город-крепость штурмом. 10 апреля над башней Дер Дона (современный музей янтаря) был поднят флаг Победы. 50 тысяч воинов полегли в битве за город.
Интересна и легенда о подземном городе Кенингсберге. Не секрет, что многие форты и замки имели здесь свои тайные подземные ходы и хранилища. До сих пор считается, что именно в Кенигсберге спрятана коллекция и убранство Янтарной комнаты. Многие туннели при отступлении немцев были ими взорваны и обрушены, а часть неисследованных ходов после войны просто замурована. Жители старого города утверждают, что иногда слышат необъяснимый рокот в подвалах, видят свечение, словно под землей работает электростанция.
История Кенигсберга как русского города Калининграда началась с 1945 года. Город восстал из руин. Его культурный облик претерпел значительные изменения уже за последние 15 лет: появились новые музеи, отреставрированы форты, построен первый православный храм, возрождается архитектурное наследие прусских земель.
В центре города воссоздана красивая Рыбная деревня. Это этнографический, ремесленный и торговый комплекс на берегу реки Преголи, стилизованный под старую Пруссию рядом с островом Канта. Семь мостов соединяли старые города по берегам реки. Чтобы пройти по каждому мосту, не повторяясь, Вильгейм Кайзер строит восьмой Императорский мост в 1905 году, который был разрушен штормом в 1945 г. В 2005 на этом месте был возведен Юбилейный мост.
Остров Канта расположился посреди реки Преголи. В XIV веке здесь находился очень заселенный город Кнайпхоф плотной застройки. Ширина самой узкой улочки составляла 67см. Во время бомбёжек в августе 1944 г. город был полностью разрушен.
Восстановлено из руин единственное строение — Кафедральный (лютеранский) собор 1333г. застройки. От него остались три стены. Музыку его двух великолепных органов можно слушать бесконечно – она проникает в каждую клеточку тела, пульсирует и заряжает огромной энергией. Рядом с собором находится мемориальное захоронение Иммануила Канта.
Музей мирового океана на берегу реки Преголи рядом с островом Канта открыт в 1990 году с целью сохранения и популяризации морского наследия России. На территории музея можно видеть экспонаты, связанные с историей кораблестроения, и экспозиции, посвящённые морской флоре и фауне. На набережной исторического флота у музея стоят судно «Витязь», действующее судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», рыболовный траулер СРТ-129, плавучий маяк «Ирбенский», советская субмарина Б-413 и гидросамолет Бе-12. Купив билет, можно попасть внутрь судов. На изгибе набережной стоит памятник рыбакам, погибшим в море, и Николаю Чудотворцу.
В Калининграде много старых памятников. Памятник Шиллеру сохранился чудом, так как советские солдаты сносили и рушили все немецкие изваяния. Существует легенда, что молодой офицер прикрепил к памятнику немецкого писателя и поэта текст «Не стрелять! Это свой!» и объяснил солдатам, что философ писал про партизан, имея в виду пьесу Шиллера «Разбойники». Интересно, что от этого места — улицы Шиллера и Театрального сквера — начинаются улицы Разина, Пугачева и Ермака. Здесь, рядом с фонтаном, молодежь назначает встречи и собираются выпускники школ города.
Многие широкие, просторные улицы и площади города носят имена советских воинов: площадь маршала Василевского, бравшего город штурмом 9 апреля 1945 г., улица генерала Черняховского, который чуть-чуть не дожил до дня победы, набережная маршала Баграмяна. Более 60-ти улиц носят имена героев: улицы генерала Буткова, маршала Борзова, сержанта Ахмедова и т.д.


Праздник Победы Калиниград празднует целый месяц — с 9 апреля (день штурма и взятие крепости Кенигсберг) по 9 мая включительно. После войны СССР получил 1/3 от Восточной Пруссии (2/3 отошло Польше), так как стране нужны были незамерзающие порты на Балтике.
Огромный стадион «Балтика» на 35000 мест построен в Калининграде на болоте и засыпанном озере в 2018 году. По размеру он четвертый в стране. Интересны дома рабочих вагоностроительного завода от 1903 г. Их строили богатые хозяева для рабочих с правом наследственной аренды. Домики в узких улочках словно прилеплены друг к другу общей стеной, имеют свой цвет, свой вход, 2 этажа и мансарду. На первом — гостиная и кухня, на втором — комнаты отдыха. Перед домом у всех палисад с цветами, сзади — небольшой участок земли под огород около 3-х соток. На булыжной улице — канализационные люки с древнейшими решетками. И никто их не ворует! Здесь жила семья переселенцев космонавта Алексея Леонова с 1947 г. и прошло его детство.
Калининград славится своим краностроением, судоремонтным, судостроительным, авиамоторным, вагоностроительным заводами, пищевым производством, янтарным комбинатом, нефтегазодобывающим предприятием и своим сельским производством овощей и молочной продукции. Здесь не увидишь магазины «Магнит», «Пятерочка», «Десяточка» и т.п. Ценовая политика лояльная и доступна для любого кошелька.
В 2005 г. к 750-летию города уроженка Калининграда Людмила Путина оказала немалую помощь в создании современного вида набережной озера между башнями- близнецами и прилегающего к нему парка. Ажурные мостики, ровные велосипедные и прогулочные дорожки, скульптуры, скамеечки, зеленые ухоженные газоны приятны глазу и располагают к отдыху. Прогулочные катера покажут красоты Калининграда с речной глади. Особенно красив город в вечернем закате на прогулке по широкой реке Преголе. Пенсионеры, дети и студенты получают хорошие скидки при посещении музеев и экскурсий.
Продолжение следует…
Л. Котова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here