По святым местам России: Ярославль – Тутаев

0
6

Окончание. Начало в предыдущем номере.

После службы в монастыре паломники отправились на набережную Волги в Успенский собор, почти копии Успенского собора в Кремле столицы. С высокого берега перед Успенским собором открывается чудесный вид на стрелку — место слияние двух рек — Волги и Которосли. Набережная изменилась неузнаваемо, а новый собор в свете солнечных лучей и золотых куполов виден очень далеко на фоне голубого неба.


Этот первый каменный храм Ярославля с резьбой по белому камню и разноцветной майоликовой плиткой начал строить в 1215 г. ростовский князь Константин на территории княжеского двора. В 1501 г. случился пожар, и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века Василия и Константина Всеволодовичей. Данный собор был очень похож на Благовещенский собор Московского Кремля. Здесь в 1612 г. митрополит Кирилл благословил Дм.Пожарского на борьбу с поляками. Из-за обветшания здания в 1646 году был возведен новый пятиглавый собор с колокольней высотой пятьдесят пять метров.
Во второй половине XVII века появился указ царя о постройке новой соборной церкви после пожара в городе. Но и этот храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671-1674 годах и сохранялся до 1825 года, затем подвергался ряду перестроек. После 1788 года собор стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль.


В конце XIX века в соборе было два престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святого князя Владимира; пятиярусный иконостас с драгоценными окладами; ряд замечательных икон и других древностей. Под сводами храма погребены архиепископы Павел, Симеон и Леонид.
В советский периода в нем была биржа труда, склад зерна. В 1937 году Успенский собор был взорван. Новый собор заложили в 2004 г., но как всегда проект выиграли одни, а взяли проект и строительство другие люди. Поэтому облик нового Успенского собора не совпадает с соборами верхневолжской традиции. Он был построен к 1000-летию Ярославля без колокольни из-за больших размеров и без учета «плавающего грунта» набережной. В храме находятся мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора Ростиславовича, его сыновей Давида и Константина, а также частицы мощей святых благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей.
Практически рядом находится самый маленький Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь, основанный в 1616 г. в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени.


Во время прохождения в 1612 г. народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, после чего мор прекратился. Святители Кирилл и Афанасий Александрийские боролись за чистоту Православной веры. В то время война с Польшей рассматривалась в России как борьба против католической веры на Руси. Царь Михаил Федорович после смуты обеспечил монастырь материально.
В 1613 г. монастырь посетил Николай II с семьей. Он пришел сюда пешком из Успенского собора и был восхищен иконой Спаса Нерукотворного. Среди почитаемых святынь обители были частица мощей св. Кирилла, архиепископа Александрийского, в серебряном ковчеге, образ св. Алексия, митрополита Московского в серебряной ризе и антиминс, освященный св. митрополитом Димитрием Ростовским.
Монастырь посещается большим количеством паломников и чтится в народе. Он был закрыт в 1925 г. и передан обществу слепых, бензохранилищу, магазину, складам, позднее — мебельной фабрике. Колокольни разрушены. Образ Спаса Нерукотворного из храма исчез.
Монастырь возвращен Русской православной церкви в 2005 г. в ужасном состоянии, но келейные корпуса остались в ведении светской организации. В 2011 году в монастырь была возвращена чтимая икона Спаса Нерукотворного, находившаяся в нем до революции, а в 2019 году восстановлена колокольня церкви Спаса Нерукотворного.
В ноябре 2019 года на территории монастыря открыт памятник Минину и Пожарскому. Два русских героя в скульптурной композиции заслоняют собой высокий крест с ликом Христа. На мощеной площади к церкви встроены таблички с названиями городов, по которым прошло ополчение на Москву для битвы с поляками.
7 марта 2018 года была обретена величайшая святыня — икона Нерукотворенного Спаса, чудом сохраненная архитекторами и реставраторами в запасниках Ярославского художественного музея в страшные годы гонения веры.
***
Последним пунктом путешествия в этот день была поездка в Тутаев на Волге (города Романов и Борисоглебск до 1822 г., Романов-Борисоглебск до 1918 г.). Этот городок с населением 40441 чел. (2017), раскинувшийся на обеих сторонах Волги красив в любое время года. Всего в городе одиннадцать церквей. Семь храмов насчитали мы на карте города и самый красивый их них — Воскресенский храм XVII века.

Смотришь на него и ощущаешь себя в царских палатах, так похожа его архитектура на кремлевские и суздальские каменные переходы, украшенные изразцовые входы и крылечки. Роспись древних ярославских мастеров просто поражает своей красотой и яркостью образов. Храм никогда не закрывался и сохранил удивительной красоты фрески, богатый резной иконостас и деревянную скульптуру.
Самая уникальная его икона — Спас Всемилостивый.

Это одна из самых больших икон в мире. Прославленная икона появилась примерно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма. Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. С иконой совершают крестный ход не менее тридцати мужчин, для этого используют специальный металлический каркас, чтобы было удобно нести святыню. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.
Над головой Спасителя золотой венец с чеканными узорами. Это произведение искусства даже спустя века радует глаз работой мастера. К чудотворной иконы Спаса Всемилостивого приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону.
Под огромной иконой в киоте сделан небольшой лаз, в котором верующие «проползают» на коленях с молитвой на устах.
Чуть ниже Воскресенского храма на склоне правобережной Волги бьет живой родник Николая Чудотворца. Этот источник является одним из самых минерализованных исследованных родников Тутаева. Вода здесь жесткая, считается целебной, дает облегчение при болезнях, снимает усталость и укрепляет общее состояние здоровья.
Рядом находится чистая бело-голубая купель, в которой вода из родника «кипит» под напором как в чайнике. Даже в зимний период паломники решаются окунаться в закрытой от ветра купели.
На этой благословенной земле проживал последние годы своей земной жизни Божий угодник, народный старец, архимандрит Русской Православной Церкви отец Павел (Груздев). Павел Груздев всю свою жизнь отдал Господу, в детстве жил у своих теток в Мологском Афанасьевском монастыре, затем прошёл тяжкий 11-летний путь лагерника, исповедника за веру. Вернувшись домой, он снова читал и пел в Леонтьевской церкви, принял монашество и священнический сан, более тридцати лет служил в храме села Верхне-Никульское. Всевышний даровал ему предвидение и возможность исцелять души и тела человеческие. Имя отца Павла почитаемо во всей России. Батюшка Павел похоронен на Леонтьевском кладбище на левой Романовской стороне. К ухоженной могиле отца Павла ведёт тропинка из гравия. Люди едут сюда поклониться и попросить помощи в скорбях и нуждах. Молитва праведника не прекращается с его уходом в иной мир, а становится ещё сильнее. Ему поклонились и наши паломники, был отслужен молебен и поставлены свечи.
В Тутаеве писал свои картины художник Борис Кустодиев. Живописный вид на Волгу и Воскресенский собор он запечатлел в одной из своих самых известных картин «Гуляние на Волге».
В городе работает колокольный завод, формы для колоколов здесь делают вручную по старинной технологии, использую глину и другие природные материалы. Романовские колокола звонят в Дивеево, Александро-Свирском, московском Покровском и многих других монастырях.
Здесь родился Федор Федорович Ушаков — выдающийся русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом.
Насыщенные впечатлениями, Божьей благодатью храмов и святых мест, паломники возвратились домой. Каждая поездка паломников — как открытый урок из жизни Русской Православной церкви, урок прозрения в истории государства, урок отваги, силы и воли священнослужителей разных эпох, урок культурного наследия и памяти, сохраненной для будущих поколений.
Л. Котова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here