НА КЛАДБИЩЕ НЕЛЬЗЯ, А В ЦЕРКОВЬ – МОЖНО?

0
16

В ближайшее воскресенье 19 апреля отмечается главный христианский праздник — Пасха. 

Уже давно вошло в традицию, что многие жители Ивановской области посещают в этот день кладбища, где навещают могилы своих родственников, поминают их, приводят захоронения в порядок и т.п.
Другая, сравнительно немногочисленная часть ивановцев, следуя рекомендациям православной церкви, идёт на Пасху не на кладбища, а в храмы…
* * * * *
И вдруг в этом году всё внезапно изменилось. На мир (как-то странно — параллельно с обвалом цен на нефть, общим кризисом товарного перепроизводства и финансовым коллапсом) обрушилась новая пандемия под названием «коронавирус».
И, в рамках «борьбы» с иноземной заразой, власти, в том числе и в Ивановской области, начали всячески ограничивать контакты между людьми, поясняя эти непопулярные меры опасностью распространения вируса.
И когда, из-за «самоизоляции», улицы наших городов практически опустели, 9 апреля правительство Ивановской области приняло ещё одно решение: «закрыть для посещения кладбища, кроме погребальных процессий».
Данное решение, чем бы оно ни мотивировалось, означает, что массовому посещению кладбищ на Пасху и другие ближайшие в календаре праздники поставлен кордон. Причём, не только рекомендательный, а самый что ни на есть реальный — судебно-полицейский.
* * * * *
А что же церковь?
11 апреля пресс-секретарь патриарха Кирилла по фамилии Легойда назвал решения властей многих регионов закрыть кладбища «разумной, ожидаемой и обоснованной мерой, которая обезопасит многих граждан».
Также он напомнил, что «практика посещения кладбищ на Пасху не является церковной традицией. Она сложилась уже в советское время. Пасха — время радости, а не скорби об усопших. В связи с этим отказ от посещения могил наших предков на Пасху не является грехом и предательством памяти скончавшихся».
То есть церковь — официально! — закрытие кладбищ поддержала.
* * * * *
Но, одновременно с этим, сама РПЦ прекращать свою работу не собирается. Призывая, с одной стороны, молиться дома и беречь здоровье, настоятели храмов их не закрывают, и, судя по всему, на Пасху они также будут открыты.
Но самое интересное, что власти, закрыв почти уже всё что можно, церкви не трогают. И что же получается: теперь на Пасху и в последующие за ней Красную горку и Радоницу находящимся на «самоизоляции» простым смертным путь на кладбища закрыт, а в церковь — милости просим…
* * * * *
Что же касается заявления патриаршего пресс-секретаря о том, что, дескать, на кладбища в Пасху народ стал массово ходить только в советские годы, то это, конечно, не так. Вообще этот праздник под названием Песах возник более 3 тысяч лет тому назад на Ближнем Востоке, в древних традициях религии иудаизма, когда никакого христианства и в помине не было. И символизировал он освобождение древних евреев из-под власти Египта.
Затем, уже в начале нашей эры, Пасха стала христианским праздником, постепенно изменив свой смысл — с поминального обряда, посвящённого воспоминанию о смерти Христа, до прославления его воскрешения (с IV века нашей эры).
На земли, заселённые славяно-угро-финскими племенами (будущую Россию), христианство, как известно, пришло из Византии только в X веке, всего немногим более тысячи лет тому назад. И сразу же начало активно вытеснять господствующие среди тогдашнего местного населения языческие верования, «крестив Русь» в 988 году.
Каждому языческому празднику постепенно придавалось новое, христианское значение, а христианским святым были приписаны привычные для славян признаки языческих богов. Таким образом, «Коляда» — древний праздник зимнего солнцестояния — постепенно превратился в Рождество Христово. «Купайло» — летнее солнцестояние — переименовали в праздник Иоанна Крестителя, которого в народе до сих пор называют Иваном Купалой. А что касается христианской Пасхи, то она «совпала» с языческим праздником Нового года (Великдень или Масленица), который отмечали в день весеннего равноденствия, в марте, когда оживала вся природа.
В этот день пекли блины (они символизировали солнце), разрисовывали яйца и выпекали куличи (символы новой жизни и плодородия), сжигали чучело Зимы, устраивали народные гуляния и различные ритуальные игры, ходили друг к другу в гости.
А накануне Великдня, в четверг, люди тогда как раз массово ходили на кладбища, приносили еду, раскладывали её на могилах и устраивали здесь же поминовение усопших родственников.
С течением времени христианство частично «побороло» многие эти традиции, а частично «приватизировало», подогнав языческие верования под свои каноны. Так Масленица стала Пасхой, регулярно умиравший и воскресавший языческий Даждьбог — Христом, яйца плодородия — символом «воскрешения», а хождение на кладбища заменилось походами в церковь. Естественно, с соответствующими материальными пожертвованиями в её пользу…
Что же до советского времени, то тогда, особенно в 20-30-е и в 50-е годы, ввиду закрытия многих церквей и мощной антирелигиозной пропаганды, народ в Пасху действительно стал больше ходить на кладбища, но вообще эта традиция — гораздо старше христианства.
М. Сметанин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here