«Крепче за баранку держись, шофер!»

0
15

Военный шофер Мария Сергеевна Оборина — герой Великой Отечественной войны

Как же безумно жаль, что не знакома была с этой удивительной женщиной при её жизни! Речь о Марии Сергеевне Обориной, нашей землячке, которая летом 1941-года ушла на фронт в качестве … водителя военного автомобиля. Отважная 22-летняя девушка с 1941 по декабрь 1944 года служила в подмосковском Подольске.
Она была водителем прожекторного автомобиля. В расчете было четыре наводчицы, две зенитчицы, с их помощью было уничтожено множество единиц немецкой техники. Их задачей было ночью с помощью прожекторов, установленных на автомобиле, «выцепить» фашистские самолеты, летящие бомбить столицу.
Ну, а днём Маше приходилось подвозить стальные «ежи», а также отруби в мешках, которые использовались для сооружения баррикад. Не раз приходилось на подходах к Москве вывозить раненых и убитых с поля боя …
Рассказывала, что им, молодым девчонкам, приходилось в гимнастерках убитых искать капсулы с документами, а если не находили, хоронили без вести пропавшими …

О своей знаменитой маме рассказывает её дочь,
Галина Сергеевна Оборина.

Мария родилась 8 апреля 1919 года в деревне Никитинское Шуйского района в многодетной семье Храмовых, где воспитывали 13 ребятишек. Тяжесть крестьянского труда познала с детства, приходилось во всем помогать маме Александре Алексеевне и отцу Сергею Архиповичу. Родители поженились, когда Сергей остался вдовцом с тремя детьми, потом на свет появились еще 10. Двое из братьев — Аркадий и Михаил — пропали без вести на фронте.
После окончания обязательных 4-х классов Мария уехала в Шую, где в фабрично-заводском училище выучилась на прядильщицу. Но оставаться в Шуе или в Родниках не захотела, нужно было помогать семье.
В 16 лет села за руль трактора и проработала в колхозе на нем до 1939 года. Мария потом рассказывала дочери, как нелегко было работать на полностью железном тракторе, открытом для ветра и дождя, а на сиденье приходилось брать с собой подушку.
В 18-летнем возрасте после окончания курсов шоферов во Владимире она пересела на грузовой автомобиль ЗиС-5. В Шуйской заготконторе Мария Оборина перевозила зерно, а 3 июля 1940 года 21-летнюю трактористку пригласили в Горкинскую МТС, где она и крутила баранку на «полуторке» наравне с мужчинами до грозного лета 1941 года.

24 октября 1941 года девушку сразу же призвали на срочную службу в ряды РККА. На фронт она поехала на своей «полуторке». Так она стала военным шофёром.
Защищала Родину до 1944 года. На фронте она познакомилась с первым мужем и от него ждала ребенка. В 1945-м году вышла замуж и родила сына Валерия. Первый ее муж пропал без вести.
Уже в Родниках от второго мужа Семёна (был простым рабочим, также умер очень рано) в 1949 году родился сын Саша, а в 1950 году — дочка Галя. Сегодня у Галины Семеновны нет никого из братьев, оба умерли.

Марию Сергеевну взяли в Горкинскую МТС сначала конюхом. Но совсем скоро молодая женщина возглавила тракторную бригаду. А в ноябре 1953 года она пересела на автомобиль «ЗиС-585». (ЗиС — это завод имени Сталина) и стала работать на автобазе.
Всегда Мария Сергеевна вела активный образ жизни, никогда не отказывалась участвовать в соревнованиях по фигурному вождению автомобиля по линии ДОСААФ. Оказывалась в числе призеров и победителей областных состязаний в составе родниковской команды и лично. Например, в июне 1958 года на областных соревнованиях по техническим видам спорта она с командой победила в фигурном вождении на грузовике. Вместе с ней чемпионами области стали Кульков, Круглов и Докторов. Среди 40 участников Мария была единственной женщиной-водителем. Тогда им вручили переходящий Кубок и нагрудные знаки «чемпион спартакиады». В этом же году по автомногоборью Мария заняла 1 и 3 места. Часть её спортивных наград — медали, знаки, дипломы хранятся в Родниковском турцентре.
На мотоцикле постоянно не ездила, но как-то ее уговорили поучаствовать в мотогонках, она согласилась. Надо было проехать по доске через канаву, так Мария побоялась с нее свалиться, поехала по самой канаве и выехала! Но мотогонщицей впоследствии так не стала, побаивалась. Зато на двухколесного железного коня потом сядет ее дочь Галина и станет участницей не только мотогонок, но и многокилометровых мотопробегов по стране.

Свой первый личный автомобиль «Запорожец» Мария смогла приобрести лишь в 1980 году. Он не был новым, но опытную автомобилистку это не смущало. В возрасте 65 лет она пересдала экзамены и получила новое удостоверение водителя. По городу ездила очень ловко, без происшествий.
Это сейчас полно автомастерских, а тогда приходилось ремонтировать машину самой. Галя вспоминает, как ее мать — водитель второго класса с помощью цепей и блока могла самостоятельно снять двигатель, а после ремонта установить его на прежнее место.

Заканчивала свою трудовую деятельность Мария Семеновна в качестве водителя … автобуса. Может, кто помнит такой в виде каблучка, выкрашенный в голубой цвет. Приходилось перевозить работников комбината «Большевик», а иногда управляемый ею автобус можно было встретить и на городских маршрутах.
Водителем Мария была классным. Уже в 90-летнем возрасте с ней произошел такой забавный случай. На ее улицу приехал «КамАЗ», одним колесом попал в канаву и никак не мог выехать. Водитель — молодой парнишка измучился. Тогда сосед Марии Сергеевны, увидев ее на дороге с охапкой травы, попросил помочь: «Тётя Маруся, выручай!». Водитель большегруза покрутил пальцем у виска, мол, чего удумал — старушенция и за руль? А Мария Сергеевна не стушевалась, ловко забралась в кабину и потихоньку-потихоньку вызволила грузовик из канавы. Видели бы вы глаза этого молодого водителя! А потом тот и вообще встал на колени.
Как-то племянник Марии Сергеевны, Александр, предложил прокатиться по полю на современном автомобиле, когда женщине уже было 90 лет. Он до сих пор с восторгом вспоминает ту поездку, настолько восхитился её водительским мастерством! Сказал даже, что ни один из его курсантов из ДОСААФ так лихо и классно не ездит.
Да и когда Галина просила свою маму выгнать машину из гаража, та всегда с удовольствием садилась за руль её тогдашней «шестёрки».

Мария Сергеевна, несмотря на нелегкую жизнь и работу, все умела и успевала! Содержала частный дом, держала кроликов, рано утром ходила за травой, сама рубила деревья в лесу на дрова. Также умело справлялась и с чисто женской работой — шила одежду, лоскутные одеяла, вышивала владимирской гладью. К ней со всей округи приходили с просьбой … подшить валенки. А уж ушанки (и мужские, и женские) из кролика, лисы или нутрии какие шила! И даже шкурки сама умела выделывать. Недавно сосед приходил, попросил голицы, сшитые «бабой Маней». И при всем этом её запомнили душевной, большой доброты женщиной.
В огороде у Марии Сергеевны не было ни одной травинки, ее рабочий день начинался очень рано, с первыми лучами солнца. Настоящая русская женщина!
Мария Сергеевна Оборина умерла 19 февраля 1991 года, не дожив до 92 лет всего пару месяцев. О ее славном фронтовом прошлом напоминают орден Отечественной войны, юбилейные медали, значок «Ударник коммунистического труда» …

О её не менее знаменитой дочери Обориной Галине Семёновне читайте в следующих номерах «Родниковского проспекта».

Е. Малкова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here